История электродвигателей

Современный мир невозможно представить без электродвигателей. Они есть везде – от гигантских промышленных комплексов до игрушек в детских комнатах. Давайте вспомним основные шаги, которые прошла технология от экспериментов и теорий до ключевой роли в человеческой деятельности всего за пару столетий.

Итак, 1740-е годы — начало изобретений.

Первые воплощения электродвигателя появились в 1740-х годах благодаря работе шотландского бенедиктинского монаха и ученого Эндрю Гордона. Другие ученые, такие как Майкл Фарадей и Джозеф Генри, также разрабатывали ранние электродвигатели, экспериментируя с электромагнитной индукцией и открывая способы преобразования электрической энергии в механическую.

1834 г. — изготовлен первый электродвигатель.

Томас Давенпорт из Вермонта изобрел первый официальный электродвигатель с батарейным питанием (гальванической батареей Вольта). Устройство двигало миниатюрную модель электровоза, а позже использовалось для питания небольшого печатного станка.

1856 г. — продолжение разработок.

Немецкий инженер, ученый основатель фирмы Siemens, Вернер фон Сименс изобрел электрический генератор с двойным T-образным якорем. Также он первым разместил обмотки в пазах, как в современной конструкции.


1886 г. — изобретение двигателя постоянного тока.


Англичанин Уильям Стерджен изобрел первый двигатель постоянного тока, который мог обеспечить достаточную мощность для привода машин. Но только в 1886 году был произведен первый двигатель постоянного тока, который мог работать с постоянной скоростью под переменным весом. Его изобретателем был Фрэнк Джулиан Спраг, и именно этот двигатель послужил катализатором для внедрения электродвигателей в промышленное применение.


1888 г. — запатентован асинхронный двигатель переменного тока.


В 1887 году Никола Тесла изобрел асинхронный двигатель переменного тока, который он успешно запатентовал год спустя. Он не подходил для дорожных транспортных средств, но позже был адаптирован инженерами Westinghouse, когда был изобретен ротор с вращающейся стержневой обмоткой, что сделало устройство пригодным для использования в автомобильной технике.


Конец 1880-х — двигатели начинают использоваться в коммерческих целях.


Несмотря на великое открытие Давенпорта, электродвигатели не использовались массово еще 50 лет. Ученые и инженеры продолжали разрабатывать различные типы электродвигателей с целью сделать их пригодными для широкого применения. Вскоре электродвигатели начали использоваться на заводах, электростанциях, в электрических трамваях и в быту.
Компания Siemens & Halske была пионером и лидером в этих областях, поскольку предусмотрительно инвестировала разработку различных компонентов, таких как генераторы, трансформаторы, промышленные приводы и системное оборудование.


В те годы годовой объем производства электрооборудования в Германии рос стремительно, и расширяющийся рынок был полон сильными конкурентами.
Одним из таких тяжеловесов была Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft, AEG (основанная в 1883 г. под названием Deutsche Edison-Gesellschaft). Также в 1887 году в компанию приглашается работать русский электротехник и изобретатель Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Именно в AEG он сделал свои главные изобретения: асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, трёхфазный трансформатор, фазометр, стрелочный частотомер.


1889 г. — запатентован трехфазный асинхронный двигатель.


Доливо-Добровольский сумел решить проблему, делающую применение систем переменного тока нецелесообразным и усовершенствовал асинхронную машину. В 1889 году Доливо-Добровольский получил германский патент на трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа «беличье колесо» а в 1890-м — патенты в Англии и Германии на фазный ротор с кольцами и пусковыми устройствами. До сих пор асинхронный двигатель Доливо-Добровольского (с короткозамкнутым ротором) является самым распространенным электродвигателем.

В начале 20 века малые и средние предприятия по производству электрооборудования были постепенно вытеснены с рынка. Siemens & Halske и AEG стали доминирующими корпоративными группами.

А в 1977 году AEG продала всю свою долю в KWU Siemens. В 1987 году Siemens приобрела оставшуюся долю AEG в TU и подписала соглашение о слиянии, положившее конец существованию TU AG как отдельной компании. С 1 октября того же года KWU была интегрирована в Siemens AG как автономный бизнес. Десять лет спустя она стала Power Generation Group, которая в 1999 году была переименована в Siemens Power Generation.

2000-е — использование двигателей сегодня.

В 21 веке электродвигатели переменного и постоянного тока широко используются в промышленности по всему миру и являются неотъемлемой частью многих устройств — от инвалидных кресел и лестничных подъемников до промышленной автоматизации, транспорта и солнечных батарей.

Оставьте комментарий